ИЗ НЕДОДУМАННОГО И НЕОСОЗНАННОГО... Война на Украине действительно, как плугом перепахала всю жизнь в нашей большой стране, разбитой искусственно на разные государственные образования с общим прошлым революций террора, войн, побед и созидания, застоя и распада советской системы... Чему удивляться, что 30 лет развития истории распылила людей по взглядам, убеждениям, а главное - перспективам видения будущего. И чего удивляться, что сегодня так много хлестаний, обид и непонимания. Люди живут в разных системах координат. И часть политиков научились этим пользоваться, чтобы стравливать и сталкивать людей до применения оружия и споров на смерть... Я сейчас веду речь не о мудрости спокойного восприятия жизни, как таковой, а о том, что в такой ситуации нужно задумываться всё же и о перспективах... Находить в себе силы смотреть не только в сегодня и завтра, а и в послезавтра. А это самое сложное дело... Я задумался о том, как будет существовать тот мир, который мне знаком более всего - мир науки, библиотек, музеев. Мир культуры, которая в нашей большой стране всё же имела определённый уровень развития. И он при всех несовершенствах, при прямо скажем, трудностях существования держался и держится во многом на энтузиазме и преданности этому делу - на плечах многих работников науки, культуры и искусства. Что происходит сейчас в России и Украине, прежде всего, т.к. война - это как пожар, который имеет свойство уничтожать на своём пути всё, что относится к культуре. Всем памятен международный скандал, связанный с судьбой коллекций из Крымских музеев, вывезенных в Голландию на выставку и оставшихся там из-за конфликта между Украиной и Россией по поводу принадлежности Крыма. На какой-то момент чаша весов суда, более чем ангажированной Европейской Фемиды, склонилась в пользу Украины. В среде специалистов (прежде всего, археологов) большого волнения это не вызвало не по причине преступного пофигизма. Просто мы - археологи и музейные работники России и Украины - люди одного круга, одной школы, одних общих взглядов. И то, что археологические предметы из Голландии не доедут до своих мест в Крымских музеях, конечно, плохо, но они попадут в заботливые руки спецов одного круга воспитания, отношения, а, главное, - знания общего культурного контекста. И со временем политические страсти минуют это общее наследие и всё "устаканится"... Так казалось до событий, начавшихся 24 февраля. А сейчас всё резко переменилось. И в очень опасную - гибельную сторону. Происходит в сфере культуры настоящая археологизация того общего культурного уровня, к которому мы привыкли за десятилетия существования общего культурного пространства. А сейчас... Во многих городах как Донецк, Мариуполь - музеи и их коллекции гибнут тысячами экспонатов. Происходят акты мародёрства и гибели в пламени военных действий многих бесценных памятников. Идёт и открытая война с памятниками на Украине, в странах Прибалтики по причинам идеологического порядка. На Украине бюрократы режима додумались об уничтожении книг, написанных по-русски. Всё это взвинчивает волну настоящего нацизма и самого дремучего человеконенавистничества, которое как на дрожжах пухнет по причине того, что человеческая жизнь вообще перестала быть ценностью. Все эти иллюзии об орках, о Мордорах и пр. - это суррогаты массового сознания, которые имеют инородную мифологичную и антирелигиозную природу по своей культуре и как заместители образов нужны только для нагнетания страха. Провинциальность мышления людей, живущих в пределах "пешей доступности", скукоживается, как шагреневая кожа до примитивных форм знания о жизни, о мире. А СМИ только усугубляют этот процесс, занимая конкретные политические позиции. На Украине сейчас началась хаотичная кампания по эвакуации музейных, книжных, архивных и общекультурных собраний на запад страны. Ведётся она столь же истерично, как и вся хаотично организованная деятельность режима, против которого происходит военная операция. Страшный пример - Мариупольский музей, 90% коллекций которого погибли в огне и были разворованы до освобождения города. Какова судьба всего перемещаемого, запутанного в этих перемещениях наследия? Какова судьба его в прямой увязке с судьбой режима? И что наступит тогда, когда он официально падёт? И в какой форме сохранится культурное пространство Украины в первый день мира, который, непременно настанет. Ведь невозможно даже представить себе ту иллюзию, согласно которой "всё вернётся на свои места"... Эти мысли не повод визгливо истерикать на тему: "А нефиг было начинать!" Начало было этому положено не 24 февраля. А много раньше. Когда в Киеве грабили под шумок Майдана первые музейные коллекции. Когда потом бомбили музей в Донецке. Когда стали уничтожать по всей стране памятники общей истории великой страны, победившей нацизм в середине ХХ века... Происходящее наносит непоправимый ущерб нашей общей культуре Восточной Европы. И пора начинать противодействовать этому процессу. Используя для этого все меры от государственной организации до движения подвижников и частных инициатив. Какими мы все выйдем из этого потрясения - вопрос далеко не праздный. Повторяю, скулить - а нефиг было начинать! - по сути тоже преступная сейчас идея. Нужна продуманная цивилизованная работа всех, кому дорога и важна культура. И эта идея должна объединить людей абсолютно разных взглядов и политических симпатий. В ней нет места только одной силе - силе нацизма и мракобесия!

Теги других блогов: война культура наука